«Старт был довольно оптимистичным»
— Николай Владимирович, вы обычно даете взвешенные оценки, от вас не слышали истерично-оппозиционных заявлений. Что можете сказать по поводу года, который страна прожила с новой властью?
— Партия регионов бравирует понятиями «стабильность», «контролируемость» и «бесконфликтность власти». С неконфликтностью я бы согласился, а вот со стабильностью — нет. Действительно, на фоне предыдущей пятилетки, когда нормой стали публичные дискуссии между президентом и премьером, Кабмином и Администрацией (Секретариатом во времена Виктора Ющенко. — Ред.) президента, нынешняя властная коалиция выглядит более позитивно. Янукович и его команда сделали ставку на «собирание» власти на всех уровнях, что потом им позволило молниеносно принимать решения. И люди это оценили: по исследованию общественной организации «Українське демократичне коло», которое проводилось по заказу Института политики, в первые месяцы правления Януковича его деятельность позитивно оценивали более 60 процентов украинцев. Это намного больше, чем количество людей, которые за него голосовали. Как видим, старт был довольно оптимистическим, но позже ситуация серьезно изменилась. Поскольку практически все решения и законы, принятые властью, так и не привели к серьезному улучшению жизни людей. Более того: концентрация власти, небезупречное создание большинства, сомнительные местные выборы сыграли в минус для президента. Его окружение сделало все, чтобы он позиционировался как президент одной политической силы. В результате он и остался президентом Восточной Украины. И в этом опасность не только для карьеры Януковича, но и для всей страны.
— На этом уже «погорел» Ющенко, которому тоже так и не удалось стать президентом всей страны…
— Совершенно верно. Первый год правления очень важен для главы государства, и Виктор Ющенко тоже не смог им воспользоваться и снять все партийные стереотипы. Как Ющенко остался непонятым на Юго-Востоке Украины, так и Януковичу не удалось переубедить проевропейскую часть страны.
«Для России Янукович не стал своим
— Среди очевидных достижений Януковича называют налаживание отношений с Россией. Как можете это прокомментировать?
— Я бы воздержался от восторгов. По сути, для России Янукович тоже не стал своим, хотя на первом этапе его воспринимали более чем лояльно. Вы же посмотрите: в последнее время контактов с Россией практически нет. Дело в том, что Кремль не готов говорить на равных с руководством Украины. Но Янукович, допустив явный просчет с «харьковскими соглашениями», все-таки не решился на другие договоренности, в частности в газовой сфере. Например, для российского премьера Владимира Путина стало определенным вызовом, что Виктор Янукович в рамках проекта «Одесса — Броды» предпочел украинско-венесуэльский подход, а не тот, который предложила Россия. Кроме того, украинская сторона так и не согласилась на слияние «Газпрома» и «Нефтегаза». Будем откровенными: Россия ждала иного президента Украины. В Януковиче они уже начали разочаровываться. Еще хуже ситуация в Европе. Оттуда поступают недвузначные сигналы по поводу демократии, свободы слова, притеснений оппозиции и т. д. Но вернемся к нашим исследованиям: Янукович, с которым страна пережила несколько «медовых» месяцев, к исходу первого года вернулся в свою традиционную электоральную нишу. Сейчас его поддерживают около 30 процентов украинцев, при этом показательно: впервые в его политической карьере — меньше половины населения Восточной Украины.
— С такими цифрами о втором сроке ему можно забыть…
— Если президент хочет стать настоящим лидером государства, у него еще есть шанс, но для этого нужно обновить команду. Мне трудно спрогнозировать, когда это состоится — либо весной, либо в конце лета, но это неизбежно. Это будет серьезное обновление правительства, либо включая премьера, либо без него. Кроме того, после известных событий в парламенте я не исключаю изменение формата большинства. Все понимают, кто такие Плющ, Рыбаков и остальные и зачем они создали новую депутатскую группу. Поскольку сценарий досрочных парламентских выборов в последний момент был отменен, новый план окружения президента, видимо, состоит в частичном изменении нынешней структуры ВР. Очевидно, что заходят в тупик отношения с коммунистами. Группа Рыбакова — Плюща, которую один мой знакомый называет «Реформы ради денег», станет заменителем Симоненко в «умеренной» версии. Ходят слухи, что Иван Степанович может снова возглавить парламент. Но это маловероятно.
— Вы считаете, что Литвином не пожертвуют?
— Не рискнут. Слишком многое Блок Литвина сделал для нынешней власти, при этом ни разу не допустив нелояльного поведения. Думаю, что пострадают только коммунисты. И их вытеснение из большинства позволит власти осуществить следующую после пенсионной реформу — земельную. Кстати, я не исключаю появления еще одной группы в стенах парламента. Если «Реформы ради денег» состоят в основном из «бютовских» перебежчиков, то должна быть создана и фракция из «нашеукраинских» перебежчиков. Считаю, что к ее появлению приложат руку бывшие депутаты НУНС. Если это случится, у Януковича появится реальный шанс показать, что он сотрудничает не только с Партией регионов, Блоком Литвина и коммунистами, но и с фракциями, которые представляют другие регионы Украины. Не исключаю, что в этом контексте представители бывшей команды Виктора Ющенко появятся и в правительстве. Возможно, на самых высоких должностях.
— Януковича хвалят за то, что он первый, кто решился на непопулярные реформы. Ведь в Украине давно назрела «шоковая терапия»…
— Судя по всему, президент считает, что у него достаточный кредит доверия для того, чтобы делать непопулярные вещи. Но мой вывод — он свой кредит исчерпал. Тем более, как показывает практика, шаги власти — начиная от повышения жилищно-коммунальных тарифов и цен и заканчивая пенсионной реформой — вызывают острое неприятие большинства украинцев. Для того чтобы реформы были успешными, их должна поддерживать хотя бы половина страны. Либо же у власти должно быть достаточно профессионализма и умения убеждать. У нынешней команды этого нет. Кроме того, власть допустила серьезную ошибку, не учтя ментальности народа. И тут бы пригодился российский опыт. Большой бизнес должен работать в интересах людей, а не пользоваться какими-то льготами. Когда Янукович пришел к власти, многие люди на полном серьезе ждали, что богатые поделятся с бедными. Этого так и не случилось. Потому такое недоверие к реформам. Ожидалось, что они будут сделаны для простых людей за счет олигархов, а получилось наоборот.
Эпохи президентов
— Как вы считаете, корректно ли сравнивать Януковича и Кучму, Януковича и Ющенко?
— С Кучмой я бы не сравнивал. Все-таки это была другая эпоха. Уровень демократичности президента можно определить по тому, на какое время перекрываются дороги во время проезда главы государства и сколько машин в кортеже. Так что Кучма по сравнению с Януковичем был демократом. Но в остальном ситуация сейчас куда лучше, чем при Кучме. Янукович просто не в состоянии уничтожить то, чего Украине удалось достичь за прошлые годы. Например, закрыть Интернет. Или заставить плясать под свою дудку все телеканалы. Ведь владельцы каналов — бизнесмены, которые должны бороться за зрителя, поэтому они пытаются сохранить объективность. При этом, правда, избегают открытой критики президента. То есть власть сделала определенные шаги по сворачиванию свободы слова, но полностью кислород не перекрыла.
Что касается сравнения с Ющенко, то у них больше общего. Например, и экс-президенту, и нынешнему нравилось ездить по миру и по областям Украины, где бы их встречали с большим почетом. Кроме того, у них схожие рабочие графики. Я в какой-то степени сосед Януковича (живу на Оболони) и могу видеть, когда он едет на работу и с работы. Так вот, он не слишком рано ездит на работу и не слишком поздно с работы. В отличие от того же Кучмы, который старался лично общаться с министрами, главами администраций, Ющенко, например, встречался только с теми, кто ему был интересен — с художниками, деятелями искусств и т. д. Сейчас я не думаю, что многие министры или губернаторы могут похвастаться, что лично общаются с главой государства. Скорее всего, он встречается и получает информацию только от представителей своей администрации. И, кстати, недостаток ежедневной коммуникации и невозможность получать объективную информацию — одна из главных проблем Януковича. Если он не изменит эту систему, будет большая беда. Например, сейчас в парламент поступил законопроект, которым предлагается наделить президента полномочиями назначать заместителей министров. Вы же понимаете, что глава державы не станет лично проводить собеседования с замминистрами. Это будет делать кто-то в Администрации. И это шаг к ослаблению правительства и усилению роли Администрации президента. В этом плане, кстати, можно сравнить Януковича и Кучму. У того тоже были периоды, когда он усиливал роль Администрации. И это сыграло на понижение его рейтинга.
— Можно ли охарактеризовать год президентства Януковича так: могло быть и лучше, но могло быть и хуже?
— Попытаюсь сформулировать коротко. Оппозиция не ждала ничего хорошего от президента, этот год был для нас неприятным, но не таким страшным. А вот те, кто много ожидал от нового президента, получили серьезный удар. Другими словами, оппоненты президента за этот год получили именно то, чего и ожидали. А тем, кто его поддерживал, достались сплошные разочарования.
Валентина Симонова