Правда, грандиозные планы могут сорваться из-за того, что часть народных избранников больше озабочены маршрутами своих летних отпусков, чем парламентской работой. О судьбе правительства и коалиции, о предателях в партии, о новой Конституции «24» беседовала с одним из руководителей БЮТ Николаем Томенко.
«24»: Николай Владимирович, так какой прогноз на последнюю перед каникулами неделю?
Николай Томенко: Актуальными будут две темы: дискуссии вокруг формата коалиции и бюджет. Я очень надеюсь, что нам удастся убедить наших коллег по парламенту проголосовать за внесение изменений в бюджет. Фактически, речь идет о новой редакции бюджета, ведь он существенно изменился. В противном случае наша фракция будет требовать продления сессии еще на неделю. Что касается коалиционных споров, то их стоит пока прекратить из-за их непродуктивности. Я считаю, что создан прецедент, и мы вынуждены работать в коалиции меньшинства. Де-юре, коалицию никто не разваливал, и она остается институтом, сформировавшим власть. В то же время де-факто в ней нет 226 голосов. И здесь есть несколько альтернатив. Ясно, что страна не может существовать без коалиции. Но нынешнее большинство считается действенным до тех пор, пока не появится новая коалиция, скрепленная соответствующим соглашением. Я не исключаю и варианта, что коалиция меньшинства после судебных решений и прихода новых депутатов может превратиться в коалицию большинства, и мы возобновим нормальную работу. И не нужно биться в истерике и требовать, чтобы был немедленно оглашен развал коалиции. Нужно просто признать: сейчас у нас коалиция меньшинства, но другой нет. А вот когда станет понятно, что нынешнее большинство не работает, а другого не предвидится, нужно назначать новые выборы. Но эта дискуссия должна вестись в судах, а не в парламенте.
Свое слово должен сказать Конституционный суд. Когда может быть его решение?
Раньше осени – вряд ли. Дело в том, что наши оппоненты пока не в состоянии создать коалицию. Если бы регионалы были настроены на решительные действия, они бы добились внеочередного заседания парламента, за которые собирали 150 подписей. Но ведь из этих 150 большинство – подписи помощников, секретарей или факсимиле. Многие депутаты от ПР давно за границей отдыхают. Кроме того, сейчас регионалам сейчас неинтересно возвращаться во власть, в правительство. Им нужно дождаться окончания переговоров с Россией по поводу газовой ценовой политики, подождать, как будут развиваться инфляционные процессы, посмотреть, соберут ли урожай. Поэтому когда регионалы требуют объявить о развале коалиции, я вижу в этом больше желания дискредитировать большинство, чем заменить его.
Но ведь утверждают, что переговоры по поводу широкой коалиции активно проводятся в секретариате президента.
Насколько я знаю, у них там одна проблема: Виктор Ющенко никак не соглашается на кандидатуру Виктора Януковича в качестве премьер-министра, а регионалы на этом настаивают. Пока что эти переговоры окончились ничем. Думаю, появление нового варианта Конституции от Партии регионов, в котором зафиксированы уязвимые для президента темы, – это реакция радикальной части ПР на неуступчивость Виктора Ющенко и его окружения. Правда, у них есть запасной вариант – синхронизация действий во время досрочных парламентских выборов. Для этого необходимо поменять избирательную систему с пропорциональной на смешанную. Что это означает? Партия регионов контролирует Восток и Юг, «Единый центр» или Блок Ющенко – Запад и Центр. Голосов, полученных на выборах, должно хватить для того, чтобы создать в следующем парламенте коалицию в 300 мандатов. Это позволит окружению Виктора Ющенко осуществить давнюю мечту: выбирать президента в парламенте.
Вы думаете, «Единый центр» сумеет занять электоральные ниши «Нашей Украины» на Западе и в Центре? Есть ли у этого проекта будущее?Думаю, есть, но только при условии введения смешанной системы выборов. Логика понятна: в партию подбираются люди, имеющие серьезный ресурс власти на местах. Кроме того, сейчас подминаются под себя сильные партийные организации – «Нашей Украины», НДП, УСПП… Есть примеры, что и наших местных депутатов подтягивают. Кроме того, у меня есть точная информация, что в процесс вовлечены работники правоохранительных органов. При смешанной системе «Единый центр» закроет мажоритарную составляющую этого «Блока Ющенко» или как он будет называться. При пропорциональной системе шансов у «ЕЦ» нет.
Как вы думаете, угрожает ли правительству Юлии Тимошенко отставка в ближайшее время?
Не думаю. Хронологически у нее есть время как минимум до осени, а, по сути – до формирования новой коалиции или завершения досрочных выборов. Есть еще одна причина, по которой организовать отставку нынешнего Кабмина будет проблематично. Помните, как Партия регионов издевалась над нами, требуя, чтобы мы голосовали руками за отставку Януковича и назначение Тимошенко? Они сами вырыли себе яму. Ведь парламент остался тот же. И раз за отставку предыдущего правительства голосовали руками, то и нынешнее нужно увольнять таким же образом. А пока что Юлия Тимошенко спокойно работает. У нее есть хороший индикатор работы в виде главы президентского секретариата. Если из СП приходит очередное письмо с критикой, значит, правительство работает правильно. А если секретариат молчит, это сигнал для Кабмина, что что-то не так. Такое себе правило украинской коалиции (Смеется).
Расскажите, что случилось с Игорем Рыбаковым. А то из вашей публичной дискуссии что-то понять невозможно. Он еще депутат?
Я бы перефразировал известную юмористическую поговорку. Один украинец – это патриот, два – это два гетьмана, а три – это партийная организация, где один – предатель. Необходимо срочно менять законодательство, чтобы обезопасить себя от таких партийных предателей. Что касается Рыбакова, то здесь нам мешают чисто правовые пробелы. Как один из руководителей фракции, могу сказать, что нам сложно считать господина Рыбакова членом БЮТ, поскольку из 19 фракционных заседаний он не явился ни на одно. Это дало возможность нашим юристам считать его вышедшим из фракции. У защитников Рыбакова из секретариата президента есть свои аргументы. Так что, боюсь, этот вопрос нужно будет решать исключительно в судебном порядке.
Вы сказали, что проект Конституции, предложенный регионалами, это элемент давления на президента. Но у БЮТ тоже есть основания быть недовольным Виктором Ющенко. Возможно ли объединение БЮТ и ПР вокруг какого-то конституционного проекта в ближайшее время?
То, что предложили регионалы, для нас неприемлемо. Фактически, этим проектом отрицается право Украины на евроинтеграцию. Да и введение русского языка как второго государственного отбрасывает страну в начало 90-х годов. Единственный позитив конституционного проекта от ПР – это раздел, касающийся местного управления. Он, правда, почти полностью соответствует нашему коалиционному соглашению, но зато полезен для страны, поскольку, в частности, расширяет полномочия местного самоуправления, упраздняет должности глав районных и областных госадминистраций и т.д. В остальном проект выглядит так, как будто регионалы смертельно обиделись на президента и стремятся его припугнуть.
А БЮТ, в свою очередь, тоже обиделся и пригрозил президенту создать конституционную комиссию вместе с регионалами…
Конституционная дискуссия должна продолжаться. Однако новая Конституция должна иметь высокую степень общественной легитимности. Пока что в украинском обществе нет единого мнения, кто должен быть сильнее – президент или премьер с парламентом. Я предлагаю следующий вариант. Вот, регионалы зарегистрировали свой законопроект. БЮТ тоже готов сделать это, наш вариант на стадии завершения. Свой проект есть и у президента. Давайте обсуждать достоинства и недостатки каждого и вырабатывать компромиссный вариант. И, если политики не в состоянии будут договориться, есть еще один вариант, который я с коллегами давно лоббирую – Конституционная ассамблея. Однако я категорически против варианта, когда проект, который никто не видел, выносится на референдум и принимается в обход парламента.
В последнее время вы попробовали себя в качестве телеведущего. Можно ли утверждать, что ваша спортивная программа имеет успех? Будете ли продолжать проект?Когда мы только начинали, телевизионные скептики утверждали, что передачи просветительского характера, каковой является и программа «Начни новую жизнь с Николаем Томенко», возьмут лишь пару процентов рейтинга. Однако последние передачи, посвященные бадминтону, пляжному волейболу, катанию на коньках и роликах достигли 5-7% доли. Зрители восприняли эту передачу. Мы закончили 12-серийный цикл передач. Теперь наша телевизионная команда обсуждает возможность с осени продолжить запись новых программ. Тем более, что появилось много предложений пропагандировать другие виды спорта, например, альпинизм, горные лыжи. Конечно, не все с одинаковым восторгом воспринимают мое участие в этой передаче. Я даже слышал, что некоторые представители власти на самом высоком уровне жаловались руководству канала ICTV, что на телеэкране слишком много Томенко. А кто-то и просто завидует. Говорят, мы бы лучше сделали. Так сделайте. Тратьте все выходные на записи программ, собирайте спортсменов и звезд шоу-бизнеса. На самом деле, мне непринципиально мое участие в передаче. Важно, чтобы жила сама идея. Чтобы люди вели активный и здоровый образ жизни. В общем, начинали новую жизнь. Даже без Николая Томенко…
Справка
Николай Томенко родился 11 декабря 1964 г. в с. Малые Каневцы Черкасской области. Закончил исторический факультет Киевского университета им. Т. Шевченко, защитил кандидатскую диссертацию. Создал Институт политики. В Верховную Раду IV созыва Томенко пришел от партии «Реформы и порядок». Во время оранжевой революции депутат был одним из «полевых командиров» Майдана. После победы Ющенко занял пост вице-премьера по гуманитарным вопросам в правительстве Юлии Тимошенко. Как и лидер БЮТ, в сентябре 2005-го оказался в отставке. После раскола в оранжевых силах Томенко вышел из состава ПРП и влился в ряды партии «Батьківщина». На выборах в 2006-м и 2007-м попал в ВР по списку БЮТ.
Виктория Чирва, "Газета 24"
http://gazeta.24.ua/news/show/id/52664.htm