Для экономики Украины необходимы инновационные проекты, которые будут реализовываться в условиях новых рыночных отношений. Украинская экономика продолжает действовать в соответствии с приоритетами советских времен, а украинские "научные чудеса" и достижения в основном применяются и реализуются за границей. Носители этих необходимых для государства знаний также покидают пределы Украины. О том, какие угрозы для государства возникают в данной ситуации, в интервью кореспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал заместитель Председателя Верховной Рады Украины Николай Томенко.
Украинская экономика без научных "чудес" обречена стать сырьевой базой и придаточным сектором развитых государств. Я считаю, что необходимо провести комплексную реализацию программы по внедрению достижений науки в реальную экономику. Разработки существуют, и их необходимо качественно применять.
Каковы основные проблемы развития науки в Украине?
Наша система организации науки является неэффективной в реализации и неоптимальной к современным требованиям. Процедура рассмотрения проектов и вопрос финансирования проходит через специализированные советы НАН Украины, а потом всю "бюрократию" академических институтов. Она является настолько длительной и утомительной, что для молодого украинского ученого легче продать разработку иностранным компаниям или же самому выехать за границу. Необходимо найти формулу, когда разработки отечественных ученых смогут эффективно и быстро внедрятся в экономику. Это поможет минимизировать зависимость Украины от зарубежных новинок в науке и снизить негативное внешнее влияние мирового экономического кризиса.
Как можно охарактеризовать нынешнее состояние украинской политики?
В украинской политике все происходит одновременно и просто, и очень сложно. На фоне других государств это отчетливо видно. То, что происходит во взаимоотношениях между Президентом и Премьер-министром Украины, для мира является политическим "чудом". Поэтому для Украины и общества будет лучше, если "политических чудес" не будет, а будет стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Я сторонник "экономического чуда" в Украине.
Может ли общество реально повлиять на стабилизацию ситуации в государстве?
Существует множество механизмов влияния на принятие решений политическими лидерами, кроме выборов. Хотя они остаются главным методом. Общество несет ответственность за свой выбор. Например, последние выборы киевского мэра показали, что граждане, кто на них не пришел, а это в основном интеллигенция и работающие люди, также должны нести ответственность за ситуацию, которая сейчас происходит в Киеве.
Общество должно бороться за такую систему выборов и организации власти, когда оно сможет реально влиять на руководителей государства в принятии важных решений. Необходимо прийти к балансу между партийной идеологией и персональной ответственностью того, кого избрали. Обществу, кроме выбора, необходимо осуществлять постоянный контроль над работой власти.
Для меня является важным внимание граждан и общественных организаций к той работе, которую я делаю как политик и общественный деятель. Закон или инициатива теряет свое значение, когда нет поддержки от народа. Не нужно писать письма в администрацию Президента, а необходимо влиять на ситуацию и решать проблемы на местах.
Что изменилось в Украине после исторических событий 2004 года?
Трагедия "послереволюционной" Украины состоит в том, что обществу оказалось достаточным изменить парадигму президентских выборов 2004 года и далее просто ожидать, когда "жизнь наладится". Народ должен был и далее оставаться активным при принятии важных для государства решений. Идеи "оранжевой" революции надо было реализовывать совместно власти и обществу. Когда Президент отказался это делать, необходима была адекватная реакция людей. Народ решил, что он может и дальше ждать, что кто-то за него изменит ежедневную жизнь в Украине.
Вопрос Интернет-аудитории для Ющенко о том, что всю власть во главе с ним нужно переселить в другую страну, следовало бы честно дополнить, что надо было бы выселить и всех украинцев из Украины, заселить другими людьми, пригласить иностранцев для управления, а народ возвратится тогда, когда будет порядок в государстве. Поэтому я считаю, что и вся власть, и все общество несет ответственность за то, что произошло в Украине за четыре года.
Нынешняя газовая проблема, например, является последствием также пассивного поведения граждан. Когда в свое время БЮТ инициировал вопрос об отставке Юрия Еханурова за подписание договора с "Росукрэнерго", нас мало кто поддержал в обществе. Сегодня мы имеем такую систему, когда не понятно, по каким тарифам, кто и за что платил. Появление посредника и фиксация самых низких тарифов за транзит газа, принятых в период правительства Ю.Еханурова дало такой "результат" в 2009 году. Это является ключевой причиной "газового" противостояния. Поэтому общество должно не просто смотреть политические ток-шоу, а реально влиять на принятие важных политические решений и быть в процессе развития Украины.
Я являюсь сторонником местных референдумов по всем важным для граждан вопросам: не политических, не о НАТО, не о языках. На местах должны решатся вопросы, которые помогут людям лучше жить. Наедяться, что в результате нынешней президентской кампании придет Президент лучше, чем Ющенко – очередная иллюзия. Хороших президентов не существует, бывает разумное общество, которое заставляет их работать на государство.
Как будет проходить фактически стартовавшая президентская кампания?
Первый вариант. Я за то, чтобы дискуссии во время выборов проходили в рамках рассмотрения приоритетов экономического и социально-культурного развития Украины, а не геополитического и международного сотрудничества. Надеюсь, нынешняя ситуация в украино-российских отношениях вскоре разрешится, поскольку эта тема не привносит конструктивизм во внутригосударственный диалог. Разговоры о НАТО и России не сделают жизнь украинцев лучше. Необходимо рассмотреть и принять решения относительно реформ в медицине, образовании, развитии малого и среднего бизнеса.
Нам нужны конструктивные дискуссии, но не те, которые ведутся на телеканалах. Я в последний момент отказался от участия в телевизионном проекте, где программу ведут сами политики, потому что мне дали недостоверную информацию о формате передачи. Увидев, кто будет вести эти ток-шоу, окончательно решил не принимать участия в этой "клоунаде". Все эти передачи унижают украинский народ, власть и государство. Нельзя давать возможности ведущим зарабатывать гонорары, а телеканалам – "рейтинги" на оскорблении Украины.
Я считаю, что для дискуссии необходимо приглашать настоящих экспертов от каждой сферы и тех кандидатов в президенты, кто может предложить реальные решения для общества и государства, а не политиков с партийными лозунгами. То, что мы живем в воспоминаниях президентской кампании 2004 года, является карой для всех нас: для журналистов, которые навязывают идею противостояния, для политиков – которые играют эту роль и для общества, пассивно наблюдающего за этим процессом. Мир дважды изменился за эти четыре года, а мы все "играем" в "оранжевых и голубых". Перед Украиной стоят новые вызовы и угрозы, а не разборки, "кто какого политического цвета".
Вторым, практически "романтическим", вариантом является проведение президентской кампании за короткое время. В условиях кризиса растягивание политической агитации на полгода является преступлением против Украины. За месяц можно провести встречи кандидатов с экспертами – для разработки стратегии развития государства, провести теледебаты между претендентами – для выбора оптимального варианта – и проголосовать.
Возможна ли процедура импичмента Президента?
Я сторонник досрочной президентской кампании, поскольку причиной конфликта является противостояние между "треугольником власти": Президент и его команда – Кабинет Министров – оппозиция. Для смены политической элиты необходимо реструктуризировать власть. Не переставить местами, а поменять качественно. Идеальным вариантом решения политического кризиса являются досрочные президентские выборы по сокращенной процедуре и последующие досрочные выборы Верховной Рады. В Украине Президент имеет серьезные полномочия, а досрочные выборы парламента являются лишь "тактической передышкой". Поэтому необходимо комплексно сформировать новую команду власти, которая будет взаимодействовать, а не противостоять.
Процедура импичмента Президента возможна в начале марта, поскольку появится правовая основа для такого решения, после принятия соответствующего закона. Но не думаю, что она завершится раньше, чем начнется плановая президентская кампания, ведь будет множество юридических препятствий для окончательного утверждения отставки. Если же в стране не произойдет досрочных президентских выборов, то тогда главное – определиться с датой проведения и прийти к согласию, чтобы период проведения президентской избирательной кампании не "зацепил" новогодние и рождественские праздники, и второй тур выборов прошел в декабре 2009 года.
Пожелаю всем нам, чтобы социально-экономический и политический кризис в государстве завершился в 2009 году, а с Новым 2010 годом нас поздравил новый Президент Украины.
Сергей ЮРЧЕНКО, ЛІГАБізнесІнформ