Что вы делали 19 августа 1991 года? В то время я был аспирантом, поэтому пообщался в университете, вышел на майдан Независимости (тогда – площадь Октябрьской революции). Кстати, там было очень мало людей. В секретариате РУХа ждали результатов переговоров с Леонидом Кравчуком. Он выступил вечером и так деликатно сказал, что Украина будет действовать в соответствии с законами.
Анализируя ментальность украинского народа, можно сказать, что это было смелое выступление. По крайней мере, в нем не было поддержки ГКЧП. Посему Украина в тот период готовилась к худшему, но получила лучшее.
А вы согласны с мнением о том, что украинская «советская» номенклатура усмотрела возможность «отхватить» себе кусок власти, поэтому, собственно, и возникла независимость? С ГКЧП, конечно, связано хорошее стечение обстоятельств для Украины. Думаю, что все происходящее в истории не стоит трактовать как подготовленную спецоперацию. Украинская независимость должна была состояться. Более того, она обязана была состояться как минимум несколько веков назад. В какие-то периоды элита не сумела воспользоваться историческими условиями для утверждения своего государства. Будем считать, что в 1991 году воспользовалась. Возможно, и потому, что часть тогдашней украинской номенклатуры хотела руководить Украиной как государством, а не как республикой в составе другого государства. Кстати, общество тоже было в полной мере готово к самостоятельной жизни.
В начале ХХ века, между прочим, тоже существовала глубокая пропасть между украинскими партиями социалистической или коммунистической ориентации и КП(б)У, созданной в 1918 году в Москве. На выборах в российское учредительное собрание в 1917 году украинский блок партий одержал подавляющее большинство голосов на всей территории тогдашней Украины, зато на первом съезде КП(б)У украинцы составляли всего семь процентов. Как свидетельствует история, в 1917–1920 годах украинской элите не удалось объединить национальную и социальную идеи и предостеречь свое государство.
Слава Богу, что в 1991-м национально настроенная интеллигенция и часть Компартии независимость поддержали. И сегодня мы – накануне 19-й годовщины в историческом смысле древнего, а в политико-правовом – молодого государства.
Мы с вами, господин Томенко, перешли к настоящему. Кстати, эти прекрасные интересные ролики на телевидении… Вы их видели? Да. Полагаю, что они мировоззренчески правильные.
Вы знаете, что и наши националисты обиделись, и российские? Я разговаривал с евреями, азербайджанцами, армянами и, если не ошибаюсь, с венграми. Они утверждают, что там говорят со страшным акцентом и неправильно. Ройтбурд даже колонку написал на «УП», поскольку там идиш неправильный, датирование неверное. Великороссы обиделись, что они пьяницы. А наши обиделись – «а вообще зачем?». То есть – что это за шедевр, на который все обиделись? Сама идея в День Независимости запеть Гимн Украины на языках национальных меньшинств абсолютно нормальная. Уверен, что большинство граждан спокойно к этому отнеслись. Но проблема в том, что у нас в Украине обычно идеи хорошие, а исполнение – не очень. Поэтому согласен с теми, кто говорит о некой некорректности в стиле подачи то ли россиян, то ли других национальных меньшинств.
Много замечаний по поводу языка. Как можно в титрах писать «будь ласка» через дефис – как банальный двоечник третьего класса? Давайте говорить об общих принципах реализации украинских проектов. Тут, кстати, имеем яркое доказательство в проектах Ющенко, в которых теоретически идея замысла была хорошей, а результат на практике – не самый лучший.
До сих пор в Украине мало интересных и в то же время профессиональных и полезных проектов в мировоззренческой сфере. Прорекламирую свои подходы. Мой фонд готовит необходимые для воспитательной и образовательной работы в школах или дошкольных учреждениях аудиодиски по принципу нужности и массовости. В последние годы я сделал много проектов для школ. Вместе с Национальной радиокомпанией было выпущено несколько дисков, которые мы бесплатно передали учебным заведениям во всех областях страны. Они существенно помогают учителям на уроках украинского языка и литературы. Это, в частности, диск «Классика украинской литературы. Живые голоса», в который вошли избранные поэтические произведения в исполнении авторов: Максима Рыльского, Василия Симоненко, Владимира Сосюры, Василя Стуса и других.
Также во время поездок по регионам я обратил внимание на то, что в дошкольных учреждениях практически нет учебной базы, основанной на украинской истории и украинских традициях. Поэтому совместно с руководителем Национального радио Виктором Набруском мы подготовили и выпустили детский диск с 20 сказками – как украинскими, так и народов мира, а также с 57 музыкальными произведениями – о маме, о природе, со всякими считалками, играми, колыбельными, щедровками. Этот диск постепенно получат все дошкольные учреждения Украины.
Кстати, коль уж мы вспомнили о классиках, я до сих пор не понимаю, почему так негативно отреагировали на идею назвать Донецкий университет именем Стуса. Проблема в том, что невосприятие определенных украинских вещей или имен – от незнания. Я, кстати, презентовал диск под названием «Классика украинской литературы. Живые голоса» в Донецком национальном университете, в качестве примера приводил великих украинских поэтов родом из Донбасса – Василя Стуса и Владимира Сосюру. Интересно, что недавно появились рекламные плакаты ко Дню Независимости с изображением Президента Украины Виктора Януковича и с названием одного из самых известных патриотических стихотворений об Украине.
Там где «Любіть Україну»? Да. Вполне очевидно, что после такой рекламы многие украинцы захотят познакомиться с творчеством величайшего украинского поэта Владимира Сосюры, который, кстати, родился в городе Дебальцево Донецкой области, и перечесть его стихотворение, написанное в 1944 году, из-за которого поэт в свое время был обвинен в буржуазном национализме.
Это ведь уже не первый пример, когда его цитируют. Вспомните, как во время избирательной кампании, находясь в Ивано-Франковске, он пропагандировал известное стихотворение Ивана Франко «Не пора» – процитировал слова «…пора для України жить». Такое отношение к украинской литературе стоило бы передать и другим представителям украинской власти и депутатского корпуса, особенно из Партии регионов. И тогда, возможно, осуществилось бы пожелание-мечта Владимира Сосюры, высказанное им в стихотворении «Любіть Україну»: «…Всім серцем любіть Україну свою – і вічні ми будемо з нею!»
Мы знаем, что все патриотические идеи поддерживались преимущественно надднепрянцами – от Леси Украинки и Шевченко до Симоненко и Сосюры. А сейчас нас убеждают, что все украинское «придумала жалкая горстка интеллигенции». Очевидно, это неправда. Не секрет, что сегодня при власти многие должностные лица, которые, как рассказывают, на приеме у Патриарха Кирилла радостно информировали: «Наконец мы вас дождались, а период националистического шабаша закончился, и теперь можем вместе строить «русский мир» и Святую Русь».
Но необходимо признать, что такой антиукраинский «откат» власти обусловлен и некими объективными обстоятельствами. Когда-то я сформулировал одно из политологических правил: если в естественных науках сила действия равна силе противодействия, то в мировоззренческой сфере сила действия равна силе противодействия, умноженному как минимум на два. Поэтому, условно говоря, после непродуманной украинизации – жди интенсивной русификации.
Вообще, если очертить гуманитарную миссию команды Ющенко и Януковича, то, перефразируя классиков, я свел бы все к малой и большой беде. Беда, когда при власти в Украине люди, которые только себя считают настоящими украинскими патриотами, но еще большая беда, когда при власти в независимом государстве патриоты России.
А почему не было идей в период Ющенко, например, снять нормальное драматическое кино об УПА? Вот как россияне снимают фильмы об НКВД, в которых присутствует некий боец, защитник Родины. Над ним начальство, все они нелюди и звери, а он – все равно защитник Родины. Я согласен, что открыть правду об ОУН-УПА нужно было на языке телевидения, кино, а не на языке указов. Кстати, о Голодоморе: подход «в капиталистическом состязании» за количество памятников в каждом районе тоже считаю порочным. Я предлагал следующую идею: поставить в Киеве один памятник на народные деньги, вообще без бюджетной поддержки. Предложить каждому гражданину сдать по одной гривне, провести серьезное обсуждение проектов, в которых концепция проста и понятна: вспомнить каждого человека, которого потеряла Украина во время этой трагедии. В селе, где я родился, народ без подсказки власти это сделал. В одном месте похоронены все погибшие во время войны, репрессий, Голодомора, пожара… И есть все имена. Такое человеческое примирение поддержали и коммунисты, и социалисты, и БЮТ…
Так какой, по вашему мнению, будет в конце концов гуманитарная политика Януковича – Табачника – Герман? Такое впечатление, что существует много собственных гуманитарных политик и ни одной – государственной. Не зря впервые в истории независимой Украины ликвидировали должность гуманитарного вице-премьера. Поэтому каждый политик говорит для своих, и так случилось, что для многих высокопоставленных чиновников «своими» оказались русский язык, российская история, российская культура. И даже российская власть. Прогнозирую, что после того, как завершится первый этап перераспределения власти и денег, станет понятной судьба конституционной реформы, возможно, руки дойдут и до ценностей.
А пока кажется, что президентская команда всецело разделяет мнение глашатаев российской власти в Украине, что мы единый народ и традиции у нас одни: любим много выпить и злоупотребить «крепким» словцом на «общедоступном языке».
А вы с этим не согласны? Могу привести десятки цитат из произведений так называемых иноземцев или путешественников, описывавших период средневековой Украины и России. В каждом сюжете свой ментальный ряд двух народов. Между прочим, и в отношении культуры пития. Подобное отличие еще в начале ХХ века подметил и модный у нынешней власти Антон Чехов. Так, побывав на Полтавщине, он написал: «Что за места! Я просто очарован! Кроме природы, ничто так не поражает в Украине, как народное здоровье, высокая степень развития крестьянина, который и умен, и музыкален, и трезв, и морален, и всегда весел». Поэтому, возможно, стоит написать исследование с условным названием «Как правильно пить по-украински».
Что вы будете делать 24 августа? Какие планы? Традиционно ко дню Независимости я делаю два подарка: один – себе, другой – Украине. Подарок себе – это возможность встретиться с друзьями, прежде всего – с давними. С друзьями того периода, когда мы еще молодыми людьми мечтали и работали для того, чтобы независимость состоялась. А подарок Украине каждый год другой. Эти ежегодные подарки направлены прежде всего на пропаганду украинской истории, украинской культуры, украинских ценностей. К нынешнему Дню Независимости мой фонд презентовал проект «Частичка Украины в твоем мобильном», благодаря чему все желающие могут бесплатно загрузить в свой телефон мелодии украинских патриотических песен.